Процесс разборки станков определяется конструкцией оборудования и видом ремонта (текущий, средний или капитальный).
При текущем и среднем ремонте станка разбираются только узлы станков, требующие замены или восстановления быстро изнашивающихся деталей.
При капитальном ремонте станков производится полная разборка станков, при этом все все детали подвергаются осмотру и дефектации.
Станок должен разбираться в строгой технологической последовательности, тщательно продуманной до начала разборки.
Последовательность разборки станка на узлы и детали в случае отсутствия сборочного чертежа следует разработать в виде схемы. Все детали в процессе демонтажа, во избежание ошибок при сборке, необходимо маркировать и помечать их расположение в узлах станка.
Перед разборкой станка необходимо проверить станок на точность по ГOCTy или по техническим условиям, что позволит уточнить последовательность проведения ремонтных работ и выявить величины износа отдельных деталей, а также проверить ero укомплектованность.
При разборке со станка снимают целые узлы, причем в первую очередь препятствующие снятию других сборочных единиц, строго соблюдая при этом правила техники безопасности. Затем отдельные узлы разбирают на подузлы и детали. Необходимость разборки того или иного узла определяется видом и задачами ремонта.
Разборку станка производят с соблюдением следующих основных правил:
- разборке подлежит лишь агрегат или узел, предназначенный для ремонта,
поскольку при разборке нарушается необходимая плотность соединений с
натягом и приработка подвижных деталей. Только капитальный ремонт требует
полной разборки машины.
- в процессе разборки сложных и ответственных
механизмов и узлов следует составлять их схемы и делать зарисовки с целью
облегчения последующей сборки.
- разборку следует начинать со снятия
кожухов, крышек, защитных щитков, ограждений и т. п. для открытия доступа к
разбираемым агрегатам и узлам.
- крупные детали укладывают на подставки
возле ремонтируемой машины.
- детали каждого разбираемого механизма или
узла складывают в отдельные ящики, следя за тем, чтобы не попортить
обработанные поверхности деталей.
Разборка станка должна вестись соответствующими инструментами и приспособлениями, использование которых исключает порчу годных деталей. При невозможности применения съемников и вынужденном использовании молотка или кувалды удары
С целью облегчения снятия насаженной с натягом детали ее можно нагревать горячим маслом, паром, огнем, а охватываемую деталь охлаждать с помощью твердой углекислоты или жидкого воздуха.
Для снятия с валов посаженных с натягом шкивов, звездочек, зубчатых колес, подшипников и других аналогичных деталей следует пользоваться приспособлениями:
- двух- и трехзахватными съемниками различных типоразмеров;
- прессами
винтовыми, рычажно-реечными и гидравлическими;
- винтовыми
приспособлениями различных конструкций;
- гидравлическими
съемниками.
Резьбовые соединения разбирают с помощью гаечных и специальных ключей различных конструкций, отверток, шпильковерток, механизированного инструмента с электро- или пневмоприводом, инерционно-ударного типа. При полной разборке узла крепежные детали складывают в специальный ящик, а при частичной разборке без снятия детали вставляют в предназначенные для них отверстия.
Неподдающееся из-за коррозии разборке резьбовое соединение погружают в керосин или смачивают керосином и разбирают по прошествии нескольких часов. Резьбу с забоинами на концах болтов или шпилек запиливают трехгранным напильником. При невозможности отвинтить гайку обычным способом ее отвинчивают с помощью зубила и молотка, отрезают ножовкой или газовым пламенем имеете с концом болта с последующей заменой гайки и болта.
При невозможности удаления указанными способами сломанного винта или шпильки их высверливают и нарезают резьбу следующего ремонтного размера, причем новая шпилька может выполняться ступенчатой.
Штифты при разборке соединений выбивают бородками с диаметром рабочего конца несколько меньшим, чем диаметр штифта.
Заклепочные соединения разбирают, либо срубая головку заклепки и бородком выбивая стержень, либо засверливая накерненную головку сверлом несколько меньшего диаметра, чем диаметр стержня заклепки, на глубину, равную высоте головки, после чего головку надламывают, а заклепку выбивают бородком.
Узлы и механизмы с тяжелыми деталями разбирают с применением грузоподъемных приспособлений или подъемных кранов. Длинные валы разбирают с применением нескольких опор,
В процессе разборки производят дефектацию деталей и составляют дефектную (ремонтную) ведомость.
Разборка оборудования должна вестись при постоянном и строгом соблюдении правил охраны труда.
После полной разборки станка детали узлов промывают и сушат, а затем осуществляют технический контроль: детали подвергают внешнему осмотру, замеряют их размеры и проверяют геометрические формы.
В результате контроля детали разделяются на группы: годные детали, требующие восстановления, и негодные.